5-я Международная научно-практическая конференция
"ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ:
ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
(памяти профессора Мильруда Радислава Петровича)
22-23 апреля, 2021 г. ТАМБОВ,
ФГБОУ ВО "ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

   

 
Пленарные докладчики

Alexey Konobeiev
Editor-in-Chef of Titul Publishers, Academic Director at Skyeng: Online English School

Пленарный доклад: Обучение взрослых английскому языку в 21 веке: новые тенденции и новые возможности

Поляков Олег Геннадьевич
доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой лингвистики и гуманитарно-педагогического образования, ТГУ им. Г.Р. Державина, Тамбов

Пленарный доклад: Научно-методическое наследие профессора Р.П. Мильруда: от идей развивающего обучения до концепции обучения английскому языку в глобальном межкультурном пространстве

Dr. Ron Morrain (University Duisburg-Essen, Germany)
Ron Morrain is an American (Houston, Texas), and currently lives and works in Germany. He is co-founder and Director of Studies at the Language Learning Centers Europe which is headquartered in Duisburg, Germany. He has been working as an Educational Consultant and Business English Trainer for over 20 years internationally.
Ron Morrain is the innovator of the graphic facilitation concept of *Ready-made Mind Maps *(RMMs), that promotes learning/teaching methodologies E.g. - TBL (Task-based Learning) and PBL (Project-based Learning), Content and language integrated learning (CLIL), and Content-based Instruction (CBI). Language Coaching sessions for L2 and L1 learners are also facilitated by RMMs. Ron has been promoting the concept of Mind Mapping with TBL and PBL at conferences, universities, teacher workshops, and webinars internationally since 1992.

Workshop: Designing for an online hybrid teaching model

Daniel Morris
ELT Consultant, Express Publishing, UK

Plenary talk: Paving the way for Communicative and Professional Development in ESP
The 21st century ESP learner is required to demonstrate a broad range of communicative and professional skills in their chosen field or vocation. In order to facilitate the development of such skills, ESP instructors must be aware of the specific communicative needs of their students, while also taking into account the growing importance of soft skills in the modern workplace. The speaker will begin by examining the terms ‘specificity’ and ‘soft skills’ and their role in ESP teaching. A clear distinction will be made between hard and soft skills and how they contribute to professional success. The session will then focus on introducing practical methodologies and techniques into the ESP classroom in order to help learners to develop specific communicative and soft skills simultaneously. Special attention will be paid to the implementation of these strategies, which include scaffolding techniques, use of authentic and specific materials (including both digital and print) in addition to the integration and use of functional language and topic specific vocabulary.

Евдокимова Мэри Георгиевна
доктор педагогических наук, доцент, директор Института лингвистического и педагогического образования Национального исследовательского университета "Московский институт электронной техники" (НИУ МИЭТ)
В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Проблема использования компьютерных языковых игр в работе над рецептивной лексикой" (13.00.02 - методика преподавания иностранных языков). С 1993 заведующая кафедрой иностранных языков МИЭТ. В 1999 году под руководством М.Г. Евдокимовой на базе возглавляемой ею кафедры в МИЭТ был впервые создан факультет иностранных языков (в настоящее время Институт лингвистического и педагогического образования (ЛПО)) и обеспечен учебный процесс по подготовке выпускников по новому для МИЭТ направлению "Лингвистика".
C 1999 по 2018 декан созданного ею факультета иностранных языков. В 2007 г. защитила докторскую диссертацию на тему "Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии". С 2018 года директор Института лингвистического и педагогического образования (ЛПО).

Пленарный доклад: Интеграция смысловых и профессионально-практических аспектов целей и содержания иноязычного образования в инженерном вузе
Ориентация на инновационную экономику ставит перед высшим образованием задачу найти способы подготовки "кадров для инновационной экономики", "работников с высоким инновационным потенциалом". Это означает, что современным образовательным идеалом должен стать homo innovaticus (человек инновационный). Инновационность должна пониматься в интегративном ключе, с учетом, с одной стороны, профессионально-практического, а с другой – духовного (культурологического) аспектов. В профессионально-практическом плане инновационность состоит в способности и готовности личности созидать новое в профессионально-практической сфере, тогда как в культурологическом понимании она подразумевает способность и готовность сохранять и развивать родную и общемировую культуру. Сказанное представляется продуктивным при концептуализации целей и содержания иноязычного образования в инженерном вузе.

Мишин Андрей Валентинович
Народный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ, Почетный работник науки и образования Тверской области, трижды победитель конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта "Образование", победитель профессионального конкурса "Учитель года", эксперт-консультант кафедры английского языка Тверского гос.университета, руководитель регионального инновационного центра "Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам", Тверь.

Пленарный доклад: Навыки XXI века: коммуникация, сотрудничество, развитие творческого и критического мышления — залог успешного изучения английского языка в современной российской школе (на примере нового российско-британского УМК Team up для 9-11 классов)

Workshop: Putting the 21st century skills into classroom practice

Rafael Filiberto Forteza Fernandez
Associate Professor at the Ural Institute of Humanities, Ural Federal University
Rafael Filiberto Forteza Fernandez is a Cuban-Russian teacher and researcher working at the Dpt. of Foreign Languages and Translation of the Ural Institute of Humanities at the Ural Federal University. In his 40-year career, he has taught ESP and EAP and researched areas of language teaching and teacher formation. His last research interests are ideology, critical discourse analysis, and critical literacy in relation to his profession. He has published articles in all these areas and participated in numerous national and international conferences in both countries.

Plenary talk: Swales’ Create a Research Space Model in Academic Writing Teaching: Theory and Practice
The teaching of academic writing as genre signaled a step beyond the preceding product and process approaches for its focus on socially situated practices. This advancement facilitates learning how to more effectively write for academia, an example of which is Swales’ Create a Research Space (CaRS) model characterized by its flexibility and potential for adaptation to academic contexts. Qualitative in nature and following tradition in the CaRS model implementation, this presentation reports on the teaching of research article introductions to a master’s degree course in areas of applied linguistics and translation at the Ural Federal University

Svetlana S. Polskaya
PhD, Associate Professor, MGIMO University, Moscow
Svetlana graduated from the Maurice Thorez Moscow State Linguistic University; she also studied at the State University of New York (Albany), Translation and cross-cultural communication; Member of the National Association of Teachers of English Russia (NATE) and the Association of Language Testers in Europe (ALTE).
Research interests include sociolinguistics, economics terminology, English-speaking and Russian-speaking stock market terminology, foreign language teaching, new methods of teaching a foreign language, learning a foreign language in late years.

Plenary talk: Using CLIL model for MGIMO master students majoring in neuromarketing
The issue of applying CLIL (Content and Language Integrated Learning) model for those who study certain disciplines and can speak a foreign language has been the subject of numerous discussions. We analyzed our experience of using CLIL at MGIMO Master program for master students majoring in Neuromarketing. Being former bachelor students of MGIMO, MSU, Higher School of Economics and other established universities, our learners demonstrate advanced levels of English, with not much left to be learnt about the English language. At the same time, these learners feel a particular need to understand more about neuromarketing, with the major portion of information related to this subject being in English. As a result, our classes of English, originally intended for obtaining further knowledge of English, switched their focus to acquiring new knowledge of neuromarketing.

Даниелян Наира Владимировна
доктор философских наук, доцент, НИУ МИЭТ, Институт лингвистического и педагогического образования, профессор
Общий стаж работы – 31 год. Стаж работы по специальности – 20 лет.
В 1996 году окончила с отличием факультет "Микроприборов и технической кибернетики" МИЭТ по специальности "Радиотехника", получила квалификацию переводчика английского и немецкого языков на факультете иностранных языков МИЭТ с присвоением квалификации референта-переводчика. Имеется 6-летний стаж работы переводчиком в зарубежных компаниях Rank Xerox, ORGA.
С 1999 года успешно осуществляет научно-педагогическую деятельность на факультете иностранных языков (с сентября 2018 года – Институт ЛПО) Национального исследовательского университета "МИЭТ". С сентября 2011 года по настоящее время работает также на кафедре философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета "МИЭТ" в должности профессора.
Имеет свыше 85 научных публикаций, из них две монографии, 2 учебно-методических пособия, более 20 статей в журналах, рекомендуемых ВАК РФ, 4 статьи в журналах и сборниках из перечня Scopus, 2 статьи в журналах Web of Science. Является членом редколлегии в 5 российских (из них 4 входят в список ВАК) и 2 зарубежных журналах.

Пленарный доклад: Развитие навыков критического мышления посредством академического письма в курсе английского языка у студентов неязыковых направлений подготовки
Рассматривается применение заданий на развитие навыков академического письма в курсе иностранного языка, таких как написание разных типов эссе, подготовка научно-аналитического обзора и тезисов доклада, которые позволяют развивать навыки критического мышления при подготовке специалистов неязыковых направлений. Автор полагает, что исключение гуманитарной составляющей в техническом вузе из учебных планов ведет к исчезновению "живого" знания, то есть конкретного мыслительного результата конкретной личности. В качестве иллюстрации приводится анализ положительных результатов введения курса английского языка для магистрантов технических направлений подготовки Институтом лингвистического и педагогического образования в НИУ МИЭТ "Academic English with Critical Thinking Elements", реализуемого с применением ИКТ-технологий.

Бодоньи Марина Алексеевна
к.п.н., заведующий кафедрой прикладной лингвистики и новых информационных технологий, Кубанский государственный университет, Краснодар

Пленарный доклад: Этика оценки письменной речи: категория справедливости
Оценка продуктов письменной речи представляет собой сложный многоаспектный процесс, качество которого зависит от различных факторов. Направленность оценки на поддержку процесса обучения письменной речи и на помощь обучающемуся в учебной деятельности определяется доверием к процессу организации оценивания и к результатам оценочной деятельности. В качестве индикатора доверия и, собственно, качества процедур оценивания выступает категория справедливости: существует множество ситуаций, когда оценка воспринимается как несправедливая, что свидетельствует о снижении ее качества, и, как следствие, проявлении недоверия к результатам оценки.

Oksana Kirsanova (ESL teacher, Moscow)
Oksana Kirsanova has been an EFL teacher since 2002, a freelance teacher since 2010, a speaker at Skyteach, Trendy English Games, MELTA and ESP conferences. She is a game designer. Her main focus is creating board games for 1-2-1 classes.

Workshop: Breaking the Unreliable Rules: Teaching Adult Students the 50 Shades of Present Perfect
Adult students are the category of learners who usually prefer explicit grammar instruction. They want clear guidelines that will help them to feel more confident and secure and to make progress faster. However, grammar rules offered by standard course books may often be either too black-or-white or too vague, especially at lower levels. Although this is done in accordance with the didactic principle of graded difficulties and with the good intention of providing a safe ‘playground’ for language practice, these rules may get oversimplified to the point they are actually misleading and unreliable. The Present Perfect Tense is a concept notoriously difficult to grasp not just for novice language learners but also for more proficient users. And the general tendency is to overuse Present Perfect in contexts where it is not needed. which could be the result of building our understanding on the foundation of fallible rules. In the workshop, I would like to spotlight some ‘grey’ areas of this grammar phenomenon and share my experience of encouraging students to rely on making conscious choices based on the context and communicative intentions rather than mechanically applying the rule

Anna P. Chernyshova
PhD in Linguistics, Owner of ABC language school, Tambov

Workshop: Helping learners to improve their ability to write cover letters
The workshop will focus on showing how to create a lesson in academic writing helping students improve their ability to write cover letters. It is an important skill as most adult English learners have instrumental motivation to learn English viewing the language as means of improving career prospects. The notion and structure of cover letter are explored followed by the detailed lesson plan which can be used to teach writing the cover letter at university.

Ekaterina V. Dvoretskaya
PhD in Linguistics, Associate Professor at the Department of foreign languages and professional communication, Tambov State Technical University

Workshop: Some words old, some words new: the pandemic’s linguistic footprint

Ширинян Марине Витальевна
методист Центра развития международного сотрудничества и лингвистического образования ООО “Просвещение-Союз”, старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М.Сеченова Минздрав России (Сеченовский университет) г. Москва

Мастер-класс 1
Возможности использования электронных ресурсов в условиях современного образования в высших учебных заведениях

Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса является обучение на основе современных информационных технологий. Они позволят быстро и гибко координировать потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры, через открытые системы образования.

Мастер-класс 2
Профильное обучение в современной школе: ответ на вызовы времени

В настоящее время одним из направлений развития и модернизации современной школы является переход на профильное обучение. Оно в современной школе определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования в современной школе. Подобные изменения направлены на повышение качества общего образования различных соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Julia Blinova
Private tutor
Yulia Blinova (Lomonosov Moscow State University, CELTA, IH: Teaching 121, TKT) is an English teacher and private tutor based in Moscow, Russia, with over 10 years of experience. She has taught a variety of courses, including Business English, exam preparation and ESP. Yulia has a particular interest in psychology of teaching and learning languages with a focus on motivation. She is passionate about efficient planning, time management and finding me time in the whirlwind of everyday life. Yulia is also a firm believer in affordable CPD for English teachers and devotes her free time to gathering and posting information about free and budget-friendly continuous professional opportunities in her Facebook group
https://www.facebook.com/cpdonadime

Workshop: Asynchronous Speaking Club: the Hows and the Whys
In my talk I am going to share the results of the action research I conducted in July and August of 2020. I decided to set up a speaking club for both General and Business English students who I was working with 121. My goal was to create a space where they can practise speaking without being chained to a particular time or place and benefit from communication with like-minded individuals during the lockdown. So, I am inviting you to look at the framework of the club and decide how applicable it can be to your context.

Alexey A. Korenev
PhD in Pedagogy, Associate professor at the department of theory of teaching foreign languages, the faculty of foreign languages and regional studies, Moscow State University named after M.V. Lomonosov
Alexey Korenev became Laureate of the RF President Scholarship in 2011, he got Trinity College London Teacher Trainer Scholarship in 2014, he was the second prize-winner of the All-Russian competition for young university teachers in 2017 and the winner of the All-Russian competition "Best young teacher – 2018", the nomination "Best young teacher of higher education".
Since 2010 he has been working as a teacher trainer, analyzing video recordings of classes, attending classes and conducting teacher training in educational institutions in Russia, Latvia, Israel, England, France, Hungary, Spain, Switzerland and Cyprus.
He is a member of the European Association for Language Assessment and Testing.

Workshop: Improving the accuracy of teacher talk: English for English teachers
The workshop will focus on the accuracy and authenticity of classroom language use during the English language lessons in Russia. Informed by hours of lesson observation, transcription and analysis, the presenter will focus on the most common errors made by the Russian teachers of English in their classroom language use. Particular attention will be given to situations where teachers have to use code-switching and resort to Russian language use. The workshop participants will be asked to analyzed samples of lesson transcripts and identify and correct language errors in classroom language use.

Nataliya Ivleva
freelance teacher, Moscow

Workshop: Etymology in the classroom – a friend or a foe: how much should students know about words?
Over recent decades studies of Mental Lexicon, an internal system of word representations in the mind, have attempted to determine whether the units stored are whole words or morphemes together with derivational and inflectional patterns. Though there is no unanimous opinion on the issue, some models suggest that the mind organizes vocabulary in clusters around roots. Native speakers have little difficulty establishing connections between words of the same root: they intuitively do the morphemic analysis of words like “encourage” and “discourage” and relate them to “courage” or “courageous”. In ELT, however, morphology is a marginal area. Negative prefixes and the most productive suffixes are taught, but few teachers and course books venture beyond. Students often have to remember individual words, only vaguely feeling that “consist” and “insist”, “predict” and “contradict”, “reduce” and “produce” have something in common. Even less are they taught to draw connections between the words they already know and new ones, English and Russian words, let alone understand word origins and semantic changes. In my workshop I will claim that the gradual and careful incorporation of some elements of morphological analysis and etymological research in class will benefit adult students, as irt fosters curiosity, develops linguistic intuition and makes learning more enjoyable. I will also share some practical ideas of how to do this.

София Оскаровна Даминова
к.х.н., к.п.н., доцент, зав. отделом английского языка факультет наук о материалах МГУ им.М.В.Ломоносова
Даминова София Оскаровна. Кандидат педагогических наук, кандидат химических наук, доцент факультета наук о материалах МГУ им. М. В. Ломоносова; зав. отделом английского языка Факультета наук о материалах МГУ имени М. В. Ломоносова. Окончила факультет физико-математических и естественных наук Российского университета дружбы народов по специальности "Химия" в 1995 г., факультет гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)" в 2008 г. Защитила кандидатскую диссертацию по неорганической химии в 1999 г. (РУДН) и кандидатскую диссертацию по теории и методики преподавания иностранных языков и культур на тему "Методика обучения реферированию устного иноязычного научного сообщения" (неязыковой вуз, английский язык) в 2019 г. (МГЛУ).
Научные интересы связанны с разработкой теории и методики обучения иноязычному общению на основе аудиовизуализации как рецептивного вида речевой деятельности; методикой формирования аудиовизуальных умений; разработкой УМК по английскому языку и составлением новых программ для бакалавров, магистрантов и аспирантов Факультета наук о материалах МГУ имени М. В. Ломоносова.

Мастер-класс: Методика обучения иноязычному научному публичному выступлению студентов-нефилологов на основе аудиовизуальных материалов
Мастер-класс будет посвящен проблемам обучения специалистов-нефилологов практическому владению иностранным языком. Студенты-нефилологи, начиная с первых курсов, проводят научные исследования в лабораториях, выступают на международных конференциях с мультимедийными докладами, поэтому возникает необходимость обучать данный контингент учащихся выступать публично на занятия иностранного языка в вузах нелингвистического профиля. На основе проведенного анализа публичных выступлений на английском языке выдающихся ученых в области физико-математических и естественных наук были уточнены умения научной публичной речи, разработана классификация этих умений, предложены дескрипторы, описывающие логические и эмоциональные умения аргументации у студентов вузов нелингвистического профиля.

Ольга Юрьевна Кремер
заместитель директора, гимназия № 2, г. Раменское, Московская область
&
Ирина Алексеевна Соловьева
директор, гимназия № 2, г. Раменское, Московская область

Мастер-класс: Преподавание экономики на английском языке в профильных социально-экономических классах
Преподавание экономики на английском языке безусловно актуально в старших классах социально-экономического профиля. Содержание обучения способствует реализации на углубленном уровне предметов социально-экономического направления, выбранных в соответствии с профилем. Мы можем интегрировать знания по иностранному языку и другому предмету учебного плана. Изучение данного курса способствует повышению мотивации к изучению и иностранного языка, и экономики. Поскольку на среднем уровне образования выбор профиля в большей степени является осознанным, английский язык становится на 100% инструментом для изучения значимой для студентов дисциплины: экономика. При таком интегрированном обучении метод проектов становится естественным и максимально эффективным, а деловые игры и викторины неотъемлемой частью практически каждого занятия. Академическое (теоретическое) образование в сочетании с обучением профессиональным навыкам позволяет нашим студентам окунуться в мир профессии, которую они на данный момент для себя выбрали.

Svetlana V. Bogolepova
PhD in Linguistics, Associate Professor, HSE University
Svetlana Bogolepova is an Associate Professor at the School of Foreign Languages at National Research University Higher School of Economics, Moscow. She holds a Ph.D. in Philology and a Master's Degree in Management in Higher Education. Svetlana teaches Advanced English, Research Methods and Teaching Methods classes. She has authored a number of academic publications, both in Russian and in English. Academic writing, assessment, and materials development lie within her interests.

Workshop: Designing an ESP Course: fromNeeds Analysis to Course Evaluation
ESP course design is in many ways different from the design of General English courses as it adheres to the “tell me what you need English for, and I will tell you the English that you need” paradigm (Hutchinson & Waters, 1987, p. 8). The participants of the workshop will track the steps of ESP course design. They will analyse the ways to find out their target audience’s interests and needs, to select the materials based on these needs, to design relevant tasks, to conduct the evaluation of course materials. They will examine the speaker’s experience of ESP course design and evaluation. By the end of the workshop, the participants will have a framework for ESP course design that they will be able to use in their contexts.

Anna V. Gorizontova
PhD in History, MISIS University, LanguageCert (PeopleCert International Ltd.), Regional Manager

Workshop: Technology in testing ESP skills: advantages and limitations
In what concerns automated assessment of Speaking and Writing skills, the key arguments for the replacement of human raters by Artificial Intelligence (AI) are to do with the speed of producing final exam scores as well as with the absolute lack of any subjectivity. However, the doubts in the ability of the AI to assess human written and spoken production still persist. Online proctored exams also generate not only enthusiasm, but also some criticism.
At the workshop we will discuss and analyse advantages and potential risks connected with the use of the above two new technological developments using the examples of EAP and ESP exams, and will suggest some solutions, which have already been introduced to language testing or are in the pipelines of the key exam boards.

Copyright 2021© http://esp.tstu.ru